Анализ произведения

Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)


Анализ произведений русской и зарубежной литературы


Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)

Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19), анализ произведения


Найти анализ произведения, краткое содержание произведений, сочинение по литературе:


Анализ произведений русской и зарубежной литературы


Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)



Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19).

План:
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
из поступков героев;
из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);
из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).

Роман А. Фадеева "Разгром" повествует об одном из эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке. Старательно избегая традиций, характерных для советской литературы 20-х годов ХХ века, которая изображала героические моменты этих кровопролитных сражений, Фадеев не побоялся показать, что и в рядах доблестной Красной Армии имели место ошибки, просчеты, предательство.
"Девятнадцать" - финальная глава романа. Что означает это "девятнадцать"? Девятнадцать человек осталось от всего большого отряда Левинсона...
Эта глава, во-первых, с новой стороны раскрывает образ командира партизанского отряда - Левинсона, которого все привыкли считать неуязвимым. В первой и второй части перед нами предстает очень осторожный человек, прекрасный психолог, который обладает редким даром: он умеет влиять на людей, вести их за собой, подбирать ключик и к "кривому парню", не желавшему выполнять приказ командира, и к Морозке.
Левинсон, хитрый, дальновидный и умный, сделал все для того, чтобы в отряде его воспринимали как неуязвимого, сильного человека, у которого нет никаких слабостей. Очень тщательно скрывает он, как тяжело ему порой приходится: трудно принимать решения; обременительна страшная ответственность за судьбы многих и многих людей. Этот человек, такой жестокий с "кривым парнем", с корейцем, с Фроловым, в последней главе романа сбрасывает свою суровую железную маску. Мы видим обыкновенного человека со всеми его слабостями, придавленного страшной бедой - потерей людей, ставших для него родными и близкими.
Фадеев пишет: "Потом он весь как-то опустился и съежился, и все вдруг заметили, что он очень слаб и постарел. Но он уже не стыдился и не скрывал своей слабости; он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде...". А подопечные Левинсона, простые, но чуткие люди, "стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться". Не выдержав душевной боли, командир плачет.
Но все-таки мужество и жизненная стойкость не покидают этого закаленного жизнью человека. Он знает: ему дадут новых людей, "которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, как были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать, нужно было жить и исполнять свои обязанности". Да, что поделать, жизнь продолжается. И борьба тоже.
Кроме того, в этой главе дается последний штрих к портрету интеллигента Мечика, который пришел в отряд, стал бойцом Красной Армии не из политических убеждений, а из праздного любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Ему следовало бы примкнуть к Белой Армии. Разлад с романтическими иллюзиями, который мы наблюдаем уже с первых минут пребывания Мечика в отряде, здесь достигает своего апогея: этот герой трусливо бежит из отряда, спасая свою жизнь. Что и говорить - настоящие мужчины так не поступают, только трусы.
Автор усложняет образ Мечика: он мог сбежать и откровенно радоваться своему спасению от людей, которых совершенно не уважал. Тогда бы он был обычным предателем, но Мечик мучается угрызениями совести: "Он крепко вцепился в волосы исступленными пальцами и с жалобным воем покатился по земле... "Что я наделал... о-о-о... что я наделал, - повторял он, перекатываясь на локтях и животе и с каждым мгновением все ясней, убийственней и жалобней представляя себе истинное значение своего бегства, первых трех выстрелов и всей последующей стрельбы. - Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, - о-о-о... как мог я это сделать!".
Но от этого самоосуждения не прибавляется уважения к Мечику. Как известно, писатель первоначально планировал изобразить самоубийство этого юноши. Если бы автор воплотил в романе свой замысел, то тогда бы он возвысил этот образ до великомученика. Но логика развития и идейная трактовка требовали от Фадеева оставить его до конца малодушным человеком. А ведь из-за побега Мечика "погибли десятки доверившихся ему людей".
Но вот что характерно: "мучился" он не столько из-за этого, "сколько потому, что несмываемо - грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хорошему и чистому, что он находил в себе".
Но и сцена раскаяния заканчивается вполне в духе этого героя: "Я не хочу больше переносить это", - подумал Мечик с неожиданной прямотой и трезвостью, и ему стало очень жалко самого себя. "Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью", - подумал он снова, чтобы еще сильней разжалобиться и в свете этих жалких мыслей схоронить собственную подлость".
И, конечно, в этой главе продемонстрирован героизм одного из самых любимых героев Фадеева - Ивана Морозова, бесшабашного Морозки, который часто совершает легкомысленные, опрометчивые поступки. Он пытается забыть о проблемах и трудностях своей нелегкой жизни в бессмысленной гульбе. Но этот грубый Морозка, дерущийся с парнями, ругающийся матерными словами, крадущий дыни с огорода, оказывается порядочнее гуманного, воспитанного, интеллигентного Мечика. Рискуя жизнью, подставляя себя под пулю, Морозка предупреждает своих об опасности: "Но он так ярко чувствовал их в себе, этих уставших, ничего не подозревающих, доверившихся ему людей, что в нем не зародилось мысли о какой-либо иной возможности для себя, кроме возможности еще предупредить их об опасности..."
Чувства товарищества, долга, ответственности наглядно проявились в подвиге Ивана Морозова, ценой собственной жизни предупредившего отряд о грозящей опасности.
Глава "Девятнадцать" выполнена писателем в лирической тональности, полна щемящей грусти. В ней гибнут лучшие представители отряда - Бакланов и Морозка. Здесь ощущается насмешливо-презрительное отношение автора к предателю Мечику, "Иуде", как он его называет. Но жизнь продолжается, а вместе с ней и борьба. Левинсон знает: ему дадут новых людей, и он, командир, сделает их "такими же своими, близкими людьми, какими были те, восемнадцать". И борьба, которую он считает святой, борьба за дело, в которое он верит, продолжится.






Анализ произведений школьной программы


Анализ романа А. Фадеева "Разгром" (глава 19)

Анализ произведений русской и зарубежной литературы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru