Анализ произведения

"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера


Анализ произведений русской и зарубежной литературы


"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера

"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера, анализ произведения


Найти анализ произведения, краткое содержание произведений, сочинение по литературе:


Анализ произведений русской и зарубежной литературы


"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера



"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера.

В рассказе описана встреча двух подруг по колледжу, посещавших в годы войны семинар по психологии.
Как же повлияло на их жизнь знакомство с учением о причинах того или иного психического поведения современного человека?
Каковы духовные запросы подруг, к чему они стремятся, как живут?
Сэлинджер считает, что идеи "культурного психоанализа" (призванного преобразовать прежде всего собственную психику человека, овладевающего навыками психоаналитика) попадали, как правило, на неблагодатную почву.
Духовная жизнь средне-буржуазного слоя американского общества, как показывает писатель, настолько убога, что те его представители, которым посчастливилось ознакомиться с новой теорией психоанализа, неспособны подняться до ее осмысления.
Не могут в конечном итоге выйти за рамки, поставленные обществом, и героини рассказа "Дядюшка Виггили в Коннектикуте", хотя неосознанно к этому стремятся.
Подруги оставили учебу в 1942 г. Их встреча происходит спустя некоторое время после окончания второй мировой войны. Одна из них - Элоиза - хозяйка весьма добропорядочного среднебуржуазного дома, вторая - Мэри-Джейн - ее гостья. Из сумбурной беседы постепенно все сильнее и сильнее пьянеющих женщин выясняется, что Элоиза все еще тоскует по своему другу студенческих лет Уолту Глассу, который служил на войне солдатом и погиб на японском фронте, но не в бою, а во время передышки, в результате несчастного случая. Элоиза вспоминает о нем все эти годы. Только мысли об Уолте и скрашивают ее теперешнюю унылую жизнь.
Картина полного одиночества героини (одиночества в респектабельном внешне окружении) усиливается тем, что в рассказе показано ее стремление к иному, интеллектуальному миру, хотя это стремление почти не осознано самой героиней и ей не удается даже вразумительно сформулировать его. Она способна лишь предаваться воспоминаниям о том, "как замечательно Уолт умел ее смешить".
Скудость внутреннего мира героини, ее себялюбие и жестокость нарисованы в рассказе не только при помощи "открытого текста", но и "подсказаны" читателю следующим своеобразным композиционно-стилистическим приемом. Ситуацию, в которой находится героиня, как бы отражает (и одновременно пародирует) игра, которой увлечена ее маленькая дочь Рамона. Прием точно выдержан в духе одной из стилистических фигур древнеиндийской литературы: соединение парных строф, трактующих одну и ту же тему, но в контрастных планах - положительном и отрицательном.
Тема Элоизы трактуется отрицательно. Показана ее чисто эгоистическая тоска по человеку, с которым ей приятно было проводить время. Эгоизм героини подчеркивается ее отношением к супругу, свекрови, прислуге, подруге и, наконец, к дочери. Тема же одинокой девочки Рамоны, не имеющей друзей-сверстников (так как в пригороде, где они живут, все соседи бездетны), получает у Сэлинджера положительную трактовку. Уолт, погибший друг матери Рамоны, незримо присутствует в доме, девочка не раз слышала о нем. Поэтому она тоже придумывает себе несуществующих мифических приятелей, которые затем погибают в результате "несчастных случаев". Но детская непосредственность позволяет ей столь же естественно, глубоко и беззаветно полюбить каждого нового вымышленного приятеля. Пока он не погиб, она предана ему всей душой, заботится о нем, опекает его и т. д. Так самоотверженная "дающая" любовь маленькой Рамоны противопоставляется подсознательно эгоистической, "берущей" любви ее матери.
Движение рассказа "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" американским критикам Ф. Гвинну и Дж. Блотнеру видится в деградации характера его героини. Развитие этого характера, по их мнению, совершается по нисходящей - от невинно-эмоциональной нежности и тонкого чувства юмора, присущих героине до замужества, к цинизму и бесчувственности, свойственным ей в момент, когда происходит действие. У. Френч склонен полагать, что в рассказе противопоставлены в экзистенциалистском плане два начала - добро и зло. К. Александер рассматривает рассказ как пример отчуждения, конфликта между действительностью и фантазией. Противопоставляя ситуации Элоизы и Рамоны, она видит в поступках матери лишь недейственный побег от ужасов реальной жизни в иллюзорный мир фантазии, тогда как богатое воображение ребенка служит для девочки надежным защитным механизмом от враждебности окружающего мира. У. Вигенд наделяет героиню рассказа "банановой лихорадкой", выражающейся в той озлобленности, с которой Элоиза относится к миру, отобравшему у нее возлюбленного. Б. Джайлз пишет, что диалог двух молодых женщин убийственно саморазоблачителен, ибо приводит к "раскрытию морального вырождения и бесхребетного ничтожества".
Американские критики обсуждают и самое название рассказа "Дядюшка Виггили в Коннектикуте", по-разному проецируя его на содержание. Хромой кролик Дядюшка Виггили Длинные Ушки - главный герой книжек детского писателя Говарда Гэриса, созданных в начале нынешнего века и популярных среди американской детворы до сих пор. Старый кролик Виггили страдал ревматизмом и ходил поэтому с костылем (эту игрушку можно увидеть в США и на прилавках детских магазинов). В рассказе Уолт назвал Элоизу "Дядюшкой Виггили" (т. е. хромым кроликом), когда та, споткнувшись, подвернула ногу.
Американские критики ищут в словах "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" определенную символику, связанную с образом Элоизы. Одни уверяют, что в названии штата Коннектикут содержится указание на провинциальную разочарованность, другие видят в нем символ зла, а в имени кролика - символ добра и т. д. Мы уже говорили, что движение рассказа видится американским критикам Ф. Гвинну и Дж. Блотнеру в деградации героини. Намек на эту деградацию они находят и в самом названии новеллы. Кролик Виггили - в Коннектикуте, кролик - существо доброе, милое, славное, Коннектикут - провинциальная дыра, где лечат тоску алкоголем. Что ж, критики построили эту свою догадку вполне закономерно (тем более, что один из них - Ф. Гвинн - преподаватель коннектикутского колледжа и, по-видимому, хорошо знает духовную атмосферу этого штата). Догадка Ф. Гвинна и Дж. Блотнера правомерна еще и потому, что Сэлинджер порой вкладывает в название своих вещей и определенное проявляемое значение, а не только подтекст. Возьмем хотя бы название всей книги "Девять рассказов" или название рассказа "Хорошо ловится рыбка-бананка". В названии рассказа "Голубой период де Домье-Смита", о котором речь впереди, выражение "голубой период" отнюдь не означает, например, голубизны, т. е. безоблачности и просветленности этого периода для героя рассказа. "Голубой период" Пикассо, с которым сразу же ассоциируется название рассказа, поскольку речь в нем идет о художнике, - лишь его подтекст. Проявляемое значение сложнее и содержится в слове "голубой", которое в английском языке сопрягается с плохим настроением, грустью. Тот же Сэлинджер в раннем рассказе "Голубая мелодия" именно в этом значении употребил слово "голубая", что справедливо уловил переводчик. В русском переводе рассказ называется "Грустный мотив". И "Голубой период де Домье-Смита" также можно было бы назвать в переводе "Грустным периодом де Домье-Смита", но в таком случае пропадал бы подтекст - ироническая ассоциация с "голубым периодом" Пикассо. Ничего не поделаешь, при переводе всегда образуются какие-то потери.
Однако возвратимся к рассказу "Дядюшка Виггили в Коннектикуте". Хотя название его относится, казалось бы, лишь к Элоизе, но характеризует не только ее, но и является составной частью содержащейся в рассказе характеристики погибшего Уолта Гласса, умевшего смешить героиню и трогательно назвавшего ее "бедным хромым кроликом". В русском переводе название рассказа "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" дано в одном случае как "Лодыжка-мартышка", а в другом - "Лапа-растяпа". Может быть, имело смысл перевести название "Дядюшка Виггили в Коннектикуте", скажем, как "Хромой кролик в Коннектикуте". Попутно заметим, что в самом рассказе фамилии погибшего друга Элоизы Уолта - Гласс - нет, и то что он - один из братьев Гласс, выяснилось позднее, в 1955...1957 гг. Об этом Сэлинджер сообщил в повестях "Выше стропила, плотники" и "Зуи".
Рассказу "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" посвящен ряд соображений советских критиков, писателей и литературоведов. В. Аксенов, например, провел аналогию между воображаемым другом девочки Рамоны и образами детей в фильмах Феллини. Р. Райт-Ковалева считает, что девочка удирает в выдуманный ею мир от жизни. Ю. Я. Лидский полагает, что именно в этом рассказе человеколюбие Сэлинджера проявилось особенно ярко. Т. Л. Морозова пишет о том, что характер Элоизы претерпевает коренное изменение и некогда привлекательная в моральном отношении женщина не только примиряется с обывательским образом жизни, но и активно начинает следовать его требованиям.
Так прочли рассказ "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" его критики у нас и за рубежом. Однако мы знаем уже, что кроме смысла выраженного каждый из девяти рассказов Сэлинджера имеет еще и особое соответствующее настроение. "Главное чувство" рассказа - смех. На этот суггестивный стержень как бы нанизан сюжет. "Главное чувство" помогает раскрытию образной системы рассказа. Один из художественных приемов состоит в том, что вначале героини смеются вполне естественно, затем веселье становится истерическим и переходит в столь же истерическое пьяное рыдание, а юмористическое поначалу настроение рассказа сменяется иронически-саркастичным. Это настроение внушается, по замыслу писателя, постепенно. Древнеиндийская поэтика, как писал Ф. И. Щербатской, требовала, чтобы скрытый смысл чувствовался в произведении подобно тому, как после удара колокола слышится гудение. Читатель должен благодаря целому ряду ассоциаций постигать этот смысл медленно, постепенно.
Итак, в новелле "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" читателю исподволь внушается настроение, соответствующее второму "главному чувству" древнеиндийской поэтики - смеху, иронии. Между прочим, каждому такому эстетическому настроению санскритская поэтика приписывала и свой цвет.
Так, в произведении, которое должно вызывать сатирический эффект, полагалось писать о белом цвете. В рассказе "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" это условие соблюдено: действие происходит в холодную пору, за окнами дома Элоизы все покрыто изморозью.
Создание сатирического эффекта также требовало, чтобы поведение персонажей (либо их одежда, или речь) отклонялось от нормы.
Странное поведение постепенно пьянеющих героинь рассказа Сэлинджера соответствует и этому требованию санскритской поэтики.






Анализ произведений школьной программы


"Дядюшка Виггили в Коннектикуте", произведения Селенджера

Анализ произведений русской и зарубежной литературы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru