Единый Государственный Экзамен
         Литература     Экзамен по литературе на портале 4egena100

Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.


Ответы на экзаменационные задания по литературе.


Экзамен по литературе в 11 классе.




Ответы на задания по литературе для выпускного экзамена.


1). Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
2). Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
3). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?
     (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

Вопрос 1:
Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

    "В "Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где большего всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".
    Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии социально-политической, а основным содержанием комедии стала сатира на чиновничество. Движущей пружиной в "Ревизоре" является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои "грешки". Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя: таким героем в комедии стала, говоря словами Белинского "корпорация разных служебных воров и грабителей", чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.
    Действие в "Ревизоре" относится к началу 30-х годов XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь показывает в своей комедии правителей уездного города.
    Во главе чиновников стоит городничий. Он неглуп: умудренный жизненным и служебным опытом, он "обманывал мошенников над мошенниками", "поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать".
    Городничий - убежденный взяточник: "Это уж так самим богом устроено". Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги.
    Цель его стремлений - "со временем... влезть в генералы". Зачем ему это нужно? "По понятию нашего городничего, - говорит Белинский, - быть генералом - значит видеть перед собой унижение и подлость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и надменностью". Эти черты проявляются в нем и сейчас. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: "А который будет недоволен, то ему после дам неудовольствия..." Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.
    Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно.
    Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: "избран судьей по воле дворянства". Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе "вольнодумцем" и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.
    Попечитель богоугодных заведений Земляника - "человек толстый, но плут тонкий". В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач "по-русски ни слова не знает". При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает на почтмейстера, на судью, на смотрителя училищ.
    Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.
    Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.
    Все чиновники нарисованы Гоголем ярко, колоритно, каждый из них своеобразен и типичен одновременно.
    Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя и своими речами и поступками в ожидании ревизора и после приезда мнимого ревизора Хлестакова.
    Образ Хлестакова заслуживает особого внимания. "Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения". Хлестаков сам не знает, что он скажет в следующую минуту; "в нем все сюрприз, все неожиданность" для него самого. "Он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого". Но самая основная, характерная черта Хлестакова - "стремление сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему назначена".
    Мастерство Гоголя в этой пьесе проявилось в изображении нравственных пороков людей. Каждый из персонажей наделен целым букетом таких недостатков. В мире этих людей царят ложь, лицемерие, нечестность, взяточничество, глупость, высокомерие, трусость. Перечислять все эти пороки можно еще долго - ведь в обществе созданы условия для того, чтобы люди, занимающие более высокое положения, могли использовать его в своих целях. Автор пьесы говорит об этом, не скрывая совершенно очевидной мысли, что данный губернский город - это всего лишь "модель" государства.
    Н. В. Гоголь сам присутствовал на репетициях спектакля, ему очень хотелось, чтобы актеры играли роли так, как он задумал. Поэтому в пьесе так много авторских ремарок, даже если отдельно прочитать их, то они помогут лучше понять характеры действующих лиц.
    Есть и еще одна особенность пьесы - в ней нет положительного героя. Как говорил сам Гоголь - единственный положительный герой в этой пьесе - смех. Через все свое творчество Гоголь пронесет и такую мысль, что человечество должно прощаться со своими недостатками смеясь.

Вопрос 2:
Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

    Поэма "Реквием" создавалась в конце 30-х годов XX столетия, в разгар сталинского террора, который не обошел и семью А. Ахматовой: был арестован и репрессирован ее сын. Но содержание поэмы не сводится только к семейной трагедии. В эпиграфе и в "Предисловии" поэтесса Подчеркивает общность участи героини со всеми:

…Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был...

    Особое место в поэме занимает "Вступление", в котором дается эпически обобщенный образ времени:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград...

    Такая обстановка заставляет забыть об обычных темах поэзии, о нормальных человеческих интересах, обо всем, что составляет наше представление о нормальной жизни:

Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги постылые солдат.

    Для героини распалась связь времен: она не может связал настоящее с прошлым, и себя не узнает:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла...

    И далее:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице вех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей...

    Трагедия - арест сына, произошедшая в жизни лирической героини, - это не только трагедия самой А. Ахматовой, это боль и страдание многих женщин, с которыми вместе проводила дни и часы в тюремных очередях поэтесса. Полнейшая, чудовищная утрата всего, что составляет смысл жизни любой матери:

…Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне...

    В жизни лирической героини рухнуло все: она не может более ни на кого опереться ни вокруг себя, ни даже в самой себе. Ничего не осталось: все прежние понятия, ценности и весь прежний опыт раздавлены, уничтожены.

Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

    Так тяжело оставаться в этой жизни, что у героини возникает только такие мысли:

…У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела.
Надо снова научиться жить.

    "Реквием" - мрачное, трагическое произведение, в котором трагическое доходит до степени ужасного. Героиня терпит полное духовное поражение, в беспросветном своем одиночестве она теряет самое себя и призывает смерть:

…И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы к чужому бреду.

    В эпилоге героиня связывает свое личное горе с всенародным и теперь прямо говорит о себе как о "гласе народном":

…Мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ...

Вопрос 3:
В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

    В системе персонажей романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Наташа Ростова занимает особое место. Героиня наделена естественными природными качествами: интуитивным тяготением к "красоте, добру и правде". Она становится в романе носительницей "живой жизни".
    Впервые мы видим Наташу на именинах. Это "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка". Описание внешности Наташи мы встречаем в разные периоды ее жизни на протяжении всего романа. Толстой постоянно подчеркивает ее некрасивость, но при этом останавливает наше внимание на выражении ее глаз, больших, живых и блестящих.
    Наташа искренна, наивна. Она просто встревает в разговор взрослых, и ей все прощается. Наташа - любимица отца и матери, ее любят братья и сестры, и сама она любит всех окружающих людей. Она умеет и помирить поссорившихся, и утешить плачущего, и развеселить ворчащую маму.
    Князь Андрей, увидев Наташу в Отрадном, удивляется ее жизнерадостности, жизнелюбию. Л. Н. Толстой показал нам ее, живущей своей "какой-то отдельной - верно глупой, - но веселой и счастливой жизнью". Ночью Наташа не может уснуть. Она смотрит на красоту ночи, ей хочется летать, парить над землей. Все вокруг кажется ей прелестным, милым. Она не понимает Соню, которая может спокойно спать в такую прекрасную ночь. И князь Андрей, уезжая утром из Отрадного, вспоминает всю свою прошлую жизнь, Наташу, взволнованную красотой ночи, и решает, что в тридцать один год жизнь не кончена. Наташа, сама не подозревая, возрождает князя Андрея к жизни.
    А сцена Наташи у дядюшки показывает ее любовь, близость к национальному, интуитивное понимание всего народного. Она танцует, как танцуют настоящие русские женщины.- Ее восхищает русская обстановка в доме дядюшки и принесенная деревенская еда. Простой костюм дядюшки, на который она смотрела раньше с удивлением и насмешкой, кажется ей не хуже фраков и сюртуков. Й если все вокруг в этот момент восхищает и радует Наташу, то она даже и подумать не может, что в этот самый момент вызывает восторг и восхищение она сама. Николай Ростов, глядя на сестру, думает: "Что за прелесть эта Наташа!"
    На первом своем балу Наташа предстает искренней и наивно-счастливой девочкой. Сначала она огорчается почти до слез, что никто не обращает на нее внимания, а затем с такой же искренностью она ощущает всю полноту счастья, "когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя".
    Наташа не понимает или не хочет понимать фальшивости и неискренности высшего света. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди. Наташе хочется, чтобы все любили друг друга так, как она любит всех без исключения. Но высший свет, увы, живет совсем по другим правилам и законам. Здесь нет места настоящим чувствам - здесь все фальшиво и неискренне, все основано на зависти и лжи; ради денег, славы, карьеры люди готовы на многое.
    Л. Толстой совсем не ставил перед собой цель создать некий идеальный женский образ. Его героиня - прежде всего человек, способный ошибаться, как и все. Но этим и отличаются герои Толстого, что через ошибки, боль, страдание они идут только вперед к счастью и истине. Поэтому ошибка Наташи, связанная с ее увлечением Анатолем Кулагиным, воспринимается скорее, как большая беда и вызывает сочувствие к ней, а не осуждение.
    В жизни каждого человека встречаются обстоятельства, открывающие его истинную душу. Многие черты характера Наташи раскрылись во время войны 1812 года. Наташа отдает подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Она предстает перед читателем патриоткой, но не той, которые в великосветских салонах, чтобы доказать свою преданность России отказываются от французского языка, а истинной патриоткой.
    В эпилоге Наташа показана взрослой женщиной, любящей и любимой женой, матерью четверых детей. Изменилась внешность героини, некоторые ее привычки - она престала петь. Все окружающие удивляются таким переменам. Но изменений не так много, как может показаться на первый взгляд. Свет в глазах Наташи появляется лишь тогда, когда приезжает муж или выздоравливают дети. Она не выезжает в свет, все время находится дома, считает своей обязанностью воспитывать детей и разделять взгляды мужа. Именно в этом видел главное предназначение женщины Л. Толстой. Именно поэтому в образе Наташи Ростовой - все лучшие человеческие качества.
    Образ Наташи более других соответствует замыслу автора - заставить читателя "любить жизнь". Во всех значимых эпизодах, связанных с биографией героини, проявляется главное в Наташе, ее сущность - "любовь".




Экзамен по литературе:

Ответы на задания по литературе:

Задания билетов
Ответы на задания билета 1
Ответы на задания билета 2
Ответы на задания билета 3
Ответы на задания билета 4
Ответы на задания билета 5
Ответы на задания билета 6
Ответы на задания билета 7
Ответы на задания билета 8
Ответы на задания билета 9
Ответы на задания билета 10
Ответы на задания билета 11
Ответы на задания билета 12
Ответы на задания билета 13
Ответы на задания билета 14
Ответы на задания билета 15
Ответы на задания билета 16
Ответы на задания билета 17
Ответы на задания билета 18
Ответы на задания билета 19
Ответы на задания билета 20
Ответы на задания билета 21
Ответы на задания билета 22
Ответы на задания билета 23
Ответы на задания билета 24
Ответы на задания билета 25










Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.

Сатира на чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Образ матери и трагедия народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^