Единый Государственный Экзамен
         Литература     Экзамен по литературе на портале 4egena100

Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.


Ответы на экзаменационные задания по литературе.


Экзамен по литературе в 11 классе.




Ответы на задания по литературе для выпускного экзамена.


1). Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова.
2). Нравственная проблематика современной отечественной прозы.
3). Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом?

Вопрос 1:
Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений).

    Главный герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное знание деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внутренний мир отличают поэзию Некрасова.
    Такие стихотворения, как: "В деревне", "Забытая деревня", "Деревенские новости", "Несжатая полоса", "Крестьянские дети", "В полном разгаре страда деревенская" и многие другие - рассказывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные стороны. "На уме у тебя мужики", - говорил Некрасов о своей музе.
    В стихотворении "В деревне" главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, "кабы только не грех", она готова наложить на себя руки. В стихотворении "Орина, мать солдатская" поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоминал: "Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить". Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

    Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:

Вдруг метнулся... смотрит жалобно...
Повалился - плачет, кается,
Крякнул: "Ваше благородие!
Ваше!..." Вижу - задыхается...
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..

    Такими словами заключает автор рассказ Орины.
    Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатления, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слышал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгладимый след в его душе. В стихотворении "На Волге" Некрасов описывает то, что не смог забыть:

Почти пригнувши головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...

    Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:

Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще.

    Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении "Плач детей" поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит,
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

    Образы "деревенских русских людей" входят также в известное стихотворение Некрасова "Размышления у парадного подъезда". Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обобщенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери "пышного подъезда".
    Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел просить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противопоставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого страдания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:

Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню подобную стону
И духовно навеки почил?...

    Некрасов очень точно назвал свою музу "Музой мести и печали". Все произведения поэта о народе - это поэзия "мести и печали". В "Элегии" 1847 г. Некрасов пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

    Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращается к самым разным темам, но главной в его творчестве остается народная тема.

Вопрос 2:
Нравственная проблематика современной отечественной прозы
(на примере произведения по выбору экзаменуемого).

    Произведения Валентина Распутина - это откровенный и доверительный разговор автора с читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один вопрос - вопрос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного выбора.
    В повести "Прощание с Матерой" легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рассказывает автор, достоверны.
    Так что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, расположенная на этом острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это - родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит:"... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились".
    Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.
    Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. "Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!"
    Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи - Павла и ее внука Андрея.
    Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом поселке, но еще ее вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. "Не больно терять это только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду". Но и восстать против переселения Павел не в силах. Ему кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно - попытаться на новую почву перенести привычный уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек делается "без твердости и надежности", стремясь жить без комфорта.
    Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам. "Сейчас время такое живое"... все, как говорится в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась..." В его представлении ГЭС - это вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, "наша Матера на электричество пойдет". Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим единомышленникам - уже "пришлым", которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихоженную деревню.
    "Пришлые" убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.
    Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое место.
    И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произведении - это русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.
    В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: "Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде работаете для жизни". Работа для "любимых" героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, "строй, которому нет конца", не может смириться, что их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.
    Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.
    Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о "полной правде", о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
    В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку "самому докопаться до истины", жить работой совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей "жить не оглядываясь", "облегченно" нестись по течению жизни. "Пуп не надрываете, а душу потратили", - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.
    И все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. "Жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой". Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.

Вопрос 3:
Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом?
(По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

    В романе, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, можно на самом деле считать главными героями Петра Гринева и Емельяна Пугачева.
    В изображении Пугачева Пушкин не придерживается традиционного представления об этом человеке как об изверге, лишенном какого бы то ни было благородства, справедливости и духовности.
   У Пушкина Пугачев привлекателен широтой и удалью натуры, талантливостью. Он связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве "народного царя-заступника". Пушкин всячески подчеркивает близость Пугачева народу: речь героя пересыпана пословицами и поговорками, он любит народные песни. Нельзя не отметить, что Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти качества наиболее ярко проявляются в отношениях героя к Петру Гриневу. Пугачев неграмотен, но талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность.
    Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым. Последний является главным героем семейно-бытовой части повести, от его лица ведется большая часть повествования. Гринев не верит в царское происхождение "вожатого". Правда и искренность отношений Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои продолжают встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа.
    Чем же похожи герои и в чем их отличие? В Гриневе поражает простота и человечность. Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно сочетаются два лика. С одной стороны, благородный спаситель Гринева, Маши Мироновой, обаятельный, сильный человек, которому ведомо некое "дикое вдохновение" Но в то же время это человек, который живет по концепции, изложенной в калмыцкой сказке - жизнь должна быть короткой, но яркой, свободной, а цена этой свободы - кровавое насилие. Гриневым отрицается кровавое насилие как цена за свободу, и это вызывает нелегкие размышления у Пугачева.
    Гринев - это положительный герой, хотя и допускает некоторые ошибки, о которых потом жалеет. Человечное в Пугачеве соседствует с ужасным и трагическим, поэтому этот образ более сложный.




Экзамен по литературе:

Ответы на задания по литературе:

Задания билетов
Ответы на задания билета 1
Ответы на задания билета 2
Ответы на задания билета 3
Ответы на задания билета 4
Ответы на задания билета 5
Ответы на задания билета 6
Ответы на задания билета 7
Ответы на задания билета 8
Ответы на задания билета 9
Ответы на задания билета 10
Ответы на задания билета 11
Ответы на задания билета 12
Ответы на задания билета 13
Ответы на задания билета 14
Ответы на задания билета 15
Ответы на задания билета 16
Ответы на задания билета 17
Ответы на задания билета 18
Ответы на задания билета 19
Ответы на задания билета 20
Ответы на задания билета 21
Ответы на задания билета 22
Ответы на задания билета 23
Ответы на задания билета 24
Ответы на задания билета 25










Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.

Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова. Нравственная проблематика современной отечественной прозы. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом?

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^