Единый Государственный Экзамен
         Литература     Экзамен по литературе на портале 4egena100

Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.


Ответы на экзаменационные задания по литературе.


Экзамен по литературе в 11 классе.




Ответы на задания по литературе для выпускного экзамена.


1). Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
2). Своеобразие сатиры В. В. Маяковского.
3). Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Вопрос 1:
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.
    Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых "серединных улицах", в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди "так и кишат". Герои Достоевского, как и сам автор, сторонятся "пушкинских" парадных кварталов.
    Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двойственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным площадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с описания улиц Петербурга. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь..." "Нестерпимая вонь" и "страшная духота" постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследует героя и в его "каморке", и на улицах, и в тех домах, "комнатах-клетушках", где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.
    Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
    Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры "петербургских углов" имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, "проходной угол" Мармеладова, "сарай" Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые "гробы". Обстановка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описание петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.
    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.

Вопрос 2:
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского.

    Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
    Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
     Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
    После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
     мещанство - "О дряни", "Хулиган", "Даешь изящную жизнь", "Маруся отравилась", "Стабилизация быта", "Старое и новое" и др.;
     бюрократизм-"Прозаседавшиеся", "Бюрократиада", "Бумажные ужасы", "Товарищ Иванов", "Баллада о бюрократе и робкоре" и др.;
     капиталистическое окружение - "Как работает республика демократическая?", "Моя речь на Генуэзской конференции" и др.
    Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
    Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. " Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается"( 1923). - так назвал он один из сборников своих стихов.
     Остановимся более подробно на стихотворении "О дряни". В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .
    Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
    Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний "уют" с учетом современных "веяний". Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе "галифища", она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и "галифища", и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета "Известия" на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как "товарищ Надя". Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал "мурло мещанина", узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит "от самовара разморясь", а жена его собирается "фигурять в свете", на газете "Известия" греется котенок, а под потолком верещит "оголтелая канареица". Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот
Да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните -
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!"

    Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
     В 1922 году в "Известиях" было напечатано сатирическое стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, "разрываются" пополам,, и уже "людей половины" присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы еще одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

    Художественными "помощниками" Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
     гиперболизация;
     гротеск;
     использование фантастического и невозможного.
    Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

Вопрос 3:
Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

    Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" имеет особое значение в развитии русской драмы.
     Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное, комическое и трагическое. В "Горе от ума" сосуществуют несколько литературных жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая "комедия нравов", лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.
    В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных монологов, "говорящие" фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим и тяготеет к драме.
    Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.
    Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродетели, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют "молчалиным", а грубого и невежественного - "скалозубом".
    Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым разговорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову удалось придать стиху комедии характер живой непринужденной беседы. А. С. Пушкин о языке комедии писал: "О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу".
    Пьеса А. С. Грибоедова "Горе от ума" стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.




Экзамен по литературе:

Ответы на задания по литературе:

Задания билетов
Ответы на задания билета 1
Ответы на задания билета 2
Ответы на задания билета 3
Ответы на задания билета 4
Ответы на задания билета 5
Ответы на задания билета 6
Ответы на задания билета 7
Ответы на задания билета 8
Ответы на задания билета 9
Ответы на задания билета 10
Ответы на задания билета 11
Ответы на задания билета 12
Ответы на задания билета 13
Ответы на задания билета 14
Ответы на задания билета 15
Ответы на задания билета 16
Ответы на задания билета 17
Ответы на задания билета 18
Ответы на задания билета 19
Ответы на задания билета 20
Ответы на задания билета 21
Ответы на задания билета 22
Ответы на задания билета 23
Ответы на задания билета 24
Ответы на задания билета 25










Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание». Своеобразие сатиры Маяковского. Как в пьесе Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^