Единый Государственный Экзамен
         Литература     Экзамен по литературе на портале 4egena100

Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.


Ответы на экзаменационные задания по литературе.


Экзамен по литературе в 11 классе.




Ответы на задания по литературе для выпускного экзамена.


1). Печорин и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2). Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
3). Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова
     «Кому на Руси жить хорошо»?

Вопрос 1:
Печорин и Максим Максимыч в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Печорин - главный герой романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Это сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Несмотря на свою одаренность и богатство духовных сил, герой, по его собственному справедливому определению, "нравственный калека". Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
    Эта противоречивость героя проявляется во всем, даже во внешнем облике. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза героя "не смеялись, когда он смеялся", что приводит Лермонтова к выводу о характере героя: "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти...". "Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен". С одной стороны, у Печорина "крепкое сложение", с другой - "нервическая слабость". Печорину около 30 лет, а в его улыбке "что-то детское".
    Рядом с Печориным в романе мы видим и других героев. В противоположность Печорину Максим Максимыч - цельная непосредственная натура. Его отличает доброта, искренность, простота и любовь к окружающим. Он полюбил Бэлу как родную дочь. По-родственному относился к Печорину. И хотя умственный кругозор Максима Максимыча ограничен, а жизненный опыт невелик и неразнообразен, он вызывает к себе симпатию. Всю свою жизнь он служит на Кавказе, в небольшой крепости, поэтому появление в этой крепости Печорина, знакомство с ним и совместная служба в крепости - это значительное событие в жизни Максима Максимыча.
    Максим Максимыч поражается странностям Печорина, противоречиям в его характере: "В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему ничего".
    Сам Печорин скажет о себе: "Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку". Эти противоречия проявляются в характере Печорина по-разному. Прежде всего, отношение героя к жизни. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, который живет "из любопытства", с другой стороны - в нем огромная жажда жизни, деятельности. В Печорине, постоянно происходит борьба: рассудочность и требования чувства; ум и сердце. Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, "есть не что иное, как жажда власти". И все же Печорин способен на глубокое чувство. Об этом говорит его отношение к Вере.
    В большинстве описанных в романе ситуаций Печорин, к сожалению, тратит свои силы на действия недостойные: разрушает жизнь "честных контрабандистов", похищает Бэлу, добивается любви княжны Мери и отказывается от нее, убивает Грушницкого, обижает своим невниманием Максима Максимыча. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель. До глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Чем же можно объяснить, что Печорин приносит только огорчения? Прежде всего тем, что он не такой, как все остальные. Если сравнивать, например, Печорина и Максима Максимыча, то можно заметить, что Печорин пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера, а Максим Максимыч лишен понимания общего смысла вещей, хотя добр и простодушен. Более серьезным отличием является то, что Печорин никогда не пытается уйти от трудностей, всегда старается преодолеть обстоятельства, а Максим Максимыч покорен обстоятельствам.
    Интересным может быть сравнение отношения героев к прошлому, которое поможет понять, почему встреча, которую так ждет Максим Максимыч, не имеет никакого значения для Печорина.


Печорин

Максим Максимыч
Все прошедшее мучительноВсе прошедшее мило
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно история с Бэлой Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль а душе Печорина, так как не может сам себе простить историю, закончившуюся гибелью БэлыВоспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с "прошлым" не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: " У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой...Что мне с ними делать?", Печорин отвечает: "Что хотите...""Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!", он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: "Вот они все, ... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!.."
    В статье, посвященной разбору романа М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинский даст следующую характеристику Максиму Максимычу: "старый младенец, добрый, милый, человечный, неопытный во всем, что выходило за тесный кругозор его понятия и опытности". А Печорин, по мнению критика, превращается в "умную ненужность", в; лишнего человека. Причина этого кроется в самом страшном противоречии героя: "необъятные силы души" - и мелкие, недостойные Печорина поступки, которые приносят людям только страдание и разочарование.

Вопрос 2:
Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

    В пьесе М. Горького "На дне" отразились все основные противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира (пьеса написана в 1902 году).
    Первые читатели и критики отмечали философский характер содержания пьесы. Философская проблематика, прежде всего, раскрывается в спорах о человеке, добре и правде.
    Изображая "дно", Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки в прошлом "бывшие". Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности.
    Проблема отношения к человеку связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: "Человек все может лишь бы захотел" Этот герой убежден, что человека надо пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Но это сострадание обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он полагает, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, "обух для людей". Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман, розовую мечту, "золотой сон". Лука сторонник спасительной лжи (придуманная им притча о праведной земле). Любопытно, что после рассуждений Луки, его рассказов о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, Актер вспоминает стихи:

Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.

    Эти стихи французского поэта Беранже, конечно же, адресуются Луке или таким, как он. Лука выступает в пьесе в роли безумца, навевающего "золотой сон". Он ласков с людьми, называет их "милый", "голубка", "детынька". Каждому обитателю ночлежки Лука пытается "подарить" свой "золотой сон": Анне о загробной жизни, Пеплу о золотой стороне Сибири, Актеру о лечебнице с мраморными полами. На вопрос Пепла: "Зачем ты все врешь?". Лука отвечает: "И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, правда-то, может, обух для тебя".
    Оппонентом Луке в споре о человеке и отношении к нему является Сатин. С одной стороны, он продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой. Вопрос о человеке для Сатина встает, потому что человек в его нынешней жизни унижен. Лука и Сатин расходятся в вопросе отношения к человеку, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Путь Луки нам уже понятен: спасай, обманывая, а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, а мечта о будущем, должна опираться на настоящее, не отрываться от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда. Такая правда, в основе которой лежит глубокая вера в человека, в его бесконечные возможности, в его исключительные потенциальные силы, является "Богом свободного человека". С поднимающимся к новой жизни и освобожденным от цепей и оков человеком связывает этот горьковский персонаж свою правду.
    Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь самого автора. Иллюстрацией такой точки зрения может служить монолог, произнесенный Сатиным: "Что такое человек? Это не ты, не я, не они, нет, это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... водном. Это огромно! В этом все начала и концы". Это значит, что не будет одинокого, обособленного, отчужденного человека. Настанет такое время, когда люди будут сплочены и объединены общими делами и идеями. Более всего в этом обществе будет цениться человек. Он станет свободным, полноправным, гармонически развитым, прекрасным и величественным. Все будет в человеке, и все для человека. Вот почему, утверждает Сатин, нужно уважать человека, не жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать. Это будет основой морали общества будущего, по мнению автора пьесы, поэтому имя Человека будет звучать гордо.
    Нельзя, пожалуй, согласиться с Сатиным в том, что уважение к человеку должно исключать сострадание к нему, милосердие. В то же время нельзя не отметить, что Сатину дорого то внимание к человеческой личности, чуткость к ней, которые проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет: "Старик не шарлатан... он подействовал на меня как кислота на старую и грязную монету", иначе говоря, Лука дал импульс для размышлений горьковского героя и для его широких обобщений, которые вобрали в себя высокую философскую правду жизни. Горький здесь доверил Сатину свои собственные сокровенные мысли.
    Идеи персонажей в пьесе "На дне" не всегда соответствуют занимаемому им и положению. Если взгляды Луки и его образ жизни совпадают, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. В статье Н. Рыленкова "Мой Горький" есть такое рассуждение: "Знаменитые слова "человек это звучит гордо" мог сказать и кто-нибудь другой, но ни у кого они не прозвучали бы с такой неотразимой силой внутренней убежденности, как у Горького". Автор пьесы не оставляет нам сомнения в том, что слова: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека!", "Человек - вот правда!" - безусловно, принадлежат самому писателю.

Вопрос 3:
Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

    Поэма "Кому на Руси жить хорошо? - вершина творчества Н. А. Некрасова. Ее можно назвать энциклопедией русской дореформенной и пореформенной жизни. Широта замысла грандиозна глубиной проникновения в психологию различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.
    Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках доли человеческой, о поисках счастья и правды, справедливости.
    При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ, крестьянство. Правдиво изображая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов искал решение важнейших вопросов своего времени: кто виноват в народном горе и что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым.
    На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье, по определению Некрасова, "дырявое с заплатами, горбатое с мозолями". Счастливых среди крестьян нет.
    Тяжелый изнурительный труд не спасает крестьян от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Поэтому с нескрываемым сочувствием относится поэт к крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Некрасов находит оправдание жестоким расправам крестьян над помещиками в бесчеловечности существующих порядков. Образцами борцов за народное дело в поэме можно назвать Ермила Гирина, Савелия - богатыря, непокорного Агапа.
    Особое место в поэме занимает притча "О двух великих грешниках".

Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим...

    Так начинает рассказ о двух грешниках Некрасов. Разбойник Кудеяр был атаманом. Жил в дремучем лесу и промышлял грабежом. На его совести было не одно убийство. Но "Вдруг у разбойника лютого \\ Совесть Господь пробудил". Кудеяр отказывается от прежнего образа жизни и, чтобы успокоить свою совесть, обращается к церкви, становится монахом. Только грехи его столь тяжкие, что совесть не находит успокоения. Единственное, о чем молит старец Бога, -"Дай только душу спасти". Во имя искупления грехов Кудеяр дает обет спилить ножом, которым он совершал убийства, огромный, в три обхвата, дуб. И трудиться бы ему до скончания века, если бы не встреча с паном Глуховским:

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал...

    Кудеяр пытается в поучение грешнику рассказать свою историю, но пан не собирается изменять свой образ жизни:

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю.

    Душу Кудеяра переполняет благородное негодование, и он одним ударом ножа в сердце убивает пана Глуховского. Автор наделяет героя, ищущего покоя своей исстрадавшейся душе, правом справедливого возмездия:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..

    Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага, жестокого эксплуататора Глуховского. Так автор показывает, что высшая народная нравственность, освещенная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.




Экзамен по литературе:

Ответы на задания по литературе:

Задания билетов
Ответы на задания билета 1
Ответы на задания билета 2
Ответы на задания билета 3
Ответы на задания билета 4
Ответы на задания билета 5
Ответы на задания билета 6
Ответы на задания билета 7
Ответы на задания билета 8
Ответы на задания билета 9
Ответы на задания билета 10
Ответы на задания билета 11
Ответы на задания билета 12
Ответы на задания билета 13
Ответы на задания билета 14
Ответы на задания билета 15
Ответы на задания билета 16
Ответы на задания билета 17
Ответы на задания билета 18
Ответы на задания билета 19
Ответы на задания билета 20
Ответы на задания билета 21
Ответы на задания билета 22
Ответы на задания билета 23
Ответы на задания билета 24
Ответы на задания билета 25










Экзамен по литературе. Ответы на задания по литературе.

Печорин и Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Спор о человеке в пьесе Горького «На дне». Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
^Наверх^