Сочинение на тему

Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася"


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася"

Сочинение на тему: Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася"


Найти сочинение на тему:


Сочинения на все темы по произведениям русской и зарубежной литературы


Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася"



Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася".

В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом - тот, от чьего лица ведется повествование, кто "представляет" читателям все, что происходит в произведении.
В повести Тургенева "Ася" таким лицом является сам герой - Н.Н., будучи уже в пожилом возрасте, вспоминает и рассказывает свою историю, случившуюся с ним в молодости.
Мы видим, Тургенев вводит в повесть образ рассказчика, что позволяет автору максимально полно раскрыть внутренний мир этого героя, рассказать о его мыслях и переживаниях от "первого лица". Это позволяет достоверно "представить", раскрыть образ персонажа. Вернее, он сам раскрывается перед своими собеседниками в повести и перед читателями.
Лишь одной фразой, введя прямую речь в самое начало повести, автор обозначает, что ведущим в произведении будет рассказчик: "Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н...." Далее автор "удаляется", предоставляя говорить только рассказчику.
Ретроспективная композиция позволяет Тургеневу как бы больше не появляться в тексте, не делать своих замечаний, не производить никаких оценок - проживший долгую жизнь и осмысливший происшедшую с ним историю рассказчик все делает "за автора". Он сам оценивает свое поведение, чувство к Асе, последствия своего трусливого поступка: "Я знавал других женщин - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось". Н.Н. сам подводит итог своей жизни, обусловленный его характером, его образом мысли и жизни: "Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума..."
Однако, на мой взгляд, отсутствие автора в тексте лишь видимость. На протяжении всего повествования автор незримо присутствует в повести. Это проявляется, в первую очередь, в диалогах героев - они изложены не как это обычно бывает в прямой речи (посредством косвенно-прямой речи, передается лишь общий смысл разговора), а подробно, с воспроизведением всех реплик, чувств и мыслей героев, сопровождающих их, как это бывает при авторском повествовании от 3-го лица:
"- Скажите, - заговорил вдруг Гагин, со своей обычной улыбкой, - какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?
- Да, - ответил я не без некоторого недоумения. Я не ожидал, что он заговорит о ней".
То же самое относится и к передаче внутренних монологов, описаний действий героев и т.д.: "Какие предрассудки? - вскричал я, как будто он мог меня слышать, - что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня..." Я схватил себя за голову..."
Таким образом, субъектная организация в повести Тургенева "Ася" довольно сложна. Она включает в себя 2 субъекта - "видимого" рассказчика, дающего более общий анализ всего происходящего, и "невидимого" автора, который помогает создать более полную картину происходящего, в основном, за счет мелких деталей, подробностей и т.д.






Сочинения на все темы школьной программы


Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева "Ася"

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru