Сочинение на тему

Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети"


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети"

Сочинение на тему: Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети"


Найти сочинение на тему:


Сочинения на все темы по произведениям русской и зарубежной литературы


Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети"



Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети".

Сочинение по роману "Отцы и дети".

Роман И. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1862-м году.
В этом произведении писатель затронул вечную проблему противостояния старшего и молодого поколений.
Яркими представителями первого в романе являются братья Кирсановы, а второго - Евгений Базаров.
То же самое противопоставление показано и на примере женских образов.
Авторская позиция в тексте произведения чётко не выражена, что послужило поводом для нападок на писателя и с той, и с другой стороны: "Не понятно - за кого Тургенев". Именно поэтому появление в печати "Отцов и детей" вызвало широкий общественный резонанс. Сам Тургенев отвергал своё предпочтение тому или иному лагерю, на протяжении всего романа он пытался сохранить объективность.
В романе прозаик нарисовал несколько женских портретов: Анны Сергеевны Одинцовой, Катерины Сергеевны Локтевой, Фенечки и Авдотьи Никитичной Кукшиной. Анна и Катерина принадлежат к дворянскому сословию, к тому же они сёстры, но совершенно разные по темпераменту. Одинцова, если делить героев романа на "отцов" и "детей", принадлежит ко второму лагерю. Необузданный характер и желание свободы, а также сознание своей женской силы выделяют этот образ.
Фенечка - простая крестьянка, хотя в воспитанности не уступает барышням. По внутреннему миру она более близка Катерине. Её история обычна для того времени - любовь к своему барину. Но необычность заключается в счастливом конце отношений Фенечки и Кирсанова - они поженились.
На примере каждой из своих героинь автор показал типичную судьбу русских женщин.
Итак, Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна в романе являются противоположностями. Анна кокетлива, разговорчива, а Катерина робка, молчалива, "беспрестанно краснеет и быстро переводит дух". Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах. Даже в их внешнем облике автор подчеркивает противоположность, непохожесть героинь друг на друга.
Анна Сергеевна очень красива, стройна: "Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица".
Катя же не отличалась яркой красотой: "она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи..."
Одинцова достаточно перенесла в жизни ("тертый калач") и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. У Анны Сергеевны сильный характер, поэтому она немного подавляла свою младшую сестру. Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается индивидуальность этой героини, и становится ясно, что в союзе с Аркадием Кирсановым она будет главной.
Появление на сцене Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого и естественного: "Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах".
Фенечка и от природы, и в силу обстоятельств очень стеснительна. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме. К тому же у них есть ребёнок.
Николай Петрович совершил не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Именно поэтому Фенечка, появившись перед гостями, чувствует себя неловко: "Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти".
Тургенев сочувствует героине и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: "И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?" Натуре Фенички было чуждо жеманство, она подобна нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.
Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее, Авдотья, Никитична Кукшина. Это образ достаточно карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: "Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос". А также ее внешности и манер: "В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?"". Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам.
Тургеневские героини - сильные женщины. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Пожалуй, эти женщины гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Каждая из них выполняет некую очень важную, хотя и невидимую постороннему, миссию. Одинцова помогает Базарову сбросить маску. Катя дарует вечное счастье на земле Аркадию, Фенечка - Николаю Петровичу, а Кукшина оттеняет прелесть настоящих и естественных женщин.






Сочинения на все темы школьной программы


Судьбы русских женщин в романе И. Тургенева "Отцы и дети"

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru