Сочинение на тему

Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо


Сочинение по русскому языку и литературе по произведениям русской и зарубежной литературы


Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо

Сочинение на тему: Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо


Найти сочинение на тему:


Сочинения на все темы по произведениям русской и зарубежной литературы


Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо



Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо.

Чудесно сливаются в романе И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" любовь, вдохновение, искусство, красота природы. В этом романе впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в душе писателя. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он полемичен по отношению к либеральному западничеству и революционному максимализму. Тургенев предостерегает: не спешите перекраивать Россию на новый лад, остановитесь, помолчите, прислушайтесь.
Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно, "как вода по болотным травам", выписаны лучшие характеры людей из дворян и крестьянства. Такова Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Ее отличает правдолюбие, она не падка на все модное и новое. Эту героиню не сломить никаким общественным вихрем.
Полна драматических перипетий судьба нянюшки Лизы, старой Агафьи. Ее можно назвать "жертвой дворянского гнезда родовитых Пепловых". Первая красавица на селе, "первая щеголиха", она в полной мере испытала "и барский гнев, и барскую любовь", а после всяких бед и перемен в своей жизни стала "молчалива и богомольна". Идеалом Агафьи были святые в пустынях. Она рассказывала Лизе о том, как они спасались, голод терпели и нужду - и царей не боялись.
Умная и властная Марфа Тимофеевна не любила строгую важность бывшей "паневницы". Она чувствовала, что богомольность няньки питалась тихими настроениями в крепостных людях, которые не могли нравиться господам. Агафья самовольно ушла куда-то в раскольничий скит - все же какая-никакая, а в ее представлении, свобода.
Трагической была и судьба матери Федора Ивановича Лаврецкого - простой крепостной девушки, своей красотой привлекшей внимание барина-вольнодумца. Иван Петрович женился на ней, дабы насолить отцу, а не из-за сильной любви. Сразу после женитьбы он отправился в Петербург и там увлекся одной из знаменитых кокеток. "Безответная" Малаша, у которой вскоре отняли сына в целях воспитания, не перенесла этого удара: "Безропотно, в несколько дней угасла она". Автор заключает: "Так кончило свое земное поприще тихое и доброе существо, бог знает, зачем выхваченное из родной почвы и тотчас же брошенное, как вырванное деревцо, корнями на солнце; оно увяло, оно пропало без следа, это существо, и никто не горевал о нем".
Феде шел тогда восьмой год. "Память о ней, об ее тихом и бледном лице, об ее унылых и робких ласках навеки запечатлелась в его сердце", отозвавшись в мягком и впечатлительном характере.
Живым олицетворением Родины, народной России является центральная героиня романа - Лиза Калитина. Эта дворянская девушка, как пушкинская Татьяна, впитала в себя все лучшее из народной культуры. Ее воспитывала нянюшка, книгами ее детства были жития святых. Лизу покоряла самоотверженность отшельников, угодников, святых мучениц, их готовность пострадать и даже умереть за правду.
Антиподом Лизы Калитиной является жена Лаврецкого, Варвара Павловна. Имя "Варвара" происходит от слова "варвар", оно означает "иноземная, грубая", и своим поведением героиня вполне оправдывает это значение. Варвара Павловна появляется в доме мужа со словами раскаяния, но ее покаяние неискренно. Это сразу понимает Лаврецкий по ее внешности: она тщательно причесана, надушена и кокетливо одета в черное, но дорогое шелковое платье с воланами. Во время разговора Варвара Павловна осторожно ломает удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями, пытаясь разжалобить мужа.
Она говорит о своей тяжелой болезни, о том, что была близка к самоубийству, и о дочери, ради которой осталась жить. Варвара Павловна надеется растрогать Лаврецкого словами о том, что покорится ему, как рабыня, заклинает простить ее ради дочери, но герой прекрасно видит игру и притворство.
Не обмануть Варваре Павловне и Марфу Тимофеевну: она сухо обходится с женой Лаврецкого, не глядя на нее и почти не разговаривая с ней. Впрочем, Варвара Павловна и не стремится добиться ее расположения. Для нее Марфа Тимофеевна - лицо малозначительное.
Для Лизы встреча с Варварой Павловной мучительна. Она считает себя виноватой перед женой любимого ею человека, и эта встреча для нее - наказание. Лиза заставляет себя взглянуть на Варвару Павловну и даже улыбнуться ей. Но почтительное поведение светской львицы, ее вкрадчивый голос, хитрая улыбка, холодный взгляд, движение рук и плеч, платье - все ее существо возбудили такое отвращение в Лизе, что она ничего не смогла ей ответить и через силу протянула руку. Нравственное чувство Лизы безупречно, ей ненавистны лицемерие, неискренность и мелкие уловки.
Однако недалекую и неразборчивую Марью Дмитриевну Варвара Павловна сумела очаровать своим наигранным смирением и кротостью, самоуничижением и раскаянием, лживыми словами о том, что сердце у нее всегда было русское. Тургенев не раз подчеркивает игру героини: говорит она с Марьей Дмитриевной "тихим голосом по-русски", "овладела рукой", "подобострастно поднесла ее к розовым и полным губам", "сомлела... под поцелуем".
Варвара Павловна умеет "скромно" рассказать о путешествиях, намеренно рассмешить слушательницу и тут же всплакнуть при воспоминании о том, какое чувство она испытала, когда в первый раз услышала русские колокола. Расчет Варвары Павловны точен: Марья Дмитриевна приняла ее как родную, скомпрометировав себя в глазах всего общества. Забыты и перечеркнуты все нравственные нормы, все правила приличия.
Автор показывает двуличье Варвары Павловны в сценах с Паншиным, Гедеоновским, Лаврецким и другими персонажами.
С глубоким проникновением раскрывает Тургенев драму Лизы. В переживаниях Лаврецкого и Лизы, в их глубоком и целомудренном чувстве писатель воплотил одну из заветных своих идей о величайшем значении любви как силы жизни.
Лиза любит жизнь и уходит из нее страдая. Ее любовь к жизни проявлялась и в любви к музыке, к прекрасному.
Лиза Калитина и Варвара Павловна создают контраст между вечной и могучей силой жизни и бренным, слабым человеческим существованием.
Женские образы романа передают как лиризм повествования, так и главную идею произведения.






Сочинения на все темы школьной программы


Женские образы в романе И.С. Тургенева Дворянское гнездо

Сочинения по русскому языку и литературе на все темы школьной программы.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru